Детская истерика – сильнейший эмоциональный отклик, возникающий у ребёнка в ответ на запрет, неприятность, подкреплённый раздражением, гневом, агрессией, направленной на себя или других.
Выделяют 2 вида истерик:
ИСТЕРИКА 1 ВИДА:
Тип детской истерики, которые порождаются сиюминутными эмоциями, сильным недовольством или желанием немедленно получить свое. Например, ситуация, когда ваш ребенок внезапно встает посреди магазина, крича и топая ногами, настойчиво требуя
купить ему новую куклу или машинку. Эта истерика — простая попытка манипулировать родителем с целью добиться желаемого. Возникает она в верхнем отделе мозга и полностью контролируется самим ребенком.
В подобной истерике ребенок полностью контролирует себя, прекрасно осознает происходящее вокруг, потому что причиной возникновения истерики 1 вида служит его собственное желание. Даже если родителю со стороны так и не кажется, но в
данной ситуации его ребенок совершенно адекватен. Это легко проверить: купите ребенку желаемую игрушку, и за долю секунду он снова станет спокойным, а его настроение улучшится.
Истерика 1 вида— это простая попытка манипуляции.
Необходимо спокойно относиться к детским истерикам подобного рода. Сохранять самообладание, оставаться хладнокровными. Не идти на поводу у ребенка, чтобы он не использовал в дальнейшем этот прием для легкого и безоговорочного достижения своих целей. Спокойным тоном объяснить, что в данный момент выполнить его желание нет возможности.
Ребенок должен осознать, что не все его желания обязаны мгновенно воплощаться в жизнь, но если он будет терпелив и научится вести себя адекватно, то в итоге получит то, чего так хочет.
ИСТЕРИКА 2 ВИДА:
Явление, порожденное временной неадекватностью ребенка. Сильные негативные эмоции или переживания захлестывают его настолько сильно, что он теряет способность мыслить здраво. Этот тип истерики охватывает нижний отдел мозга, полностью
перекрывает способность к самоконтролю и блокирует доступ к верхнему отделу.
Детская истерика 2 вида напоминает состояние аффекта, когда верхняя часть мозга попросту отключается, а мыслительный процесс блокируется. В эти минуты мозг функционирует совсем иначе, а слова взрослого не доходят до сознания ребенка.
Единственный путь прекратить этот тип истерики — снять психическое напряжение, чтобы ребенок смог быстрее прийти в себя.
Ругать ребенка, стыдить его или кричать при истерике 2 вида бесполезно! Ребенок все равно не сможет понять вас.
Важно помочь ребенку выйти из этого состояния, чтобы он не мог травмировать себя или нанести кому-либо (чему-либо) серьезный вред. В таком состоянии ребёнка нельзя игнорировать, оставлять одного в комнате или уходить прочь.
Как успокоить:
Возьмите ребенка на руки, крепко прижмите его к себе;
Тихо и ласково обращайтесь к нему, убедите свое чадо в том, что сейчас уже все хорошо;
Лучше унести ребенка подальше от того места, где у него начался приступ истерии;
Успокойте его тактильно: ласковые поглаживания и нежные объятия зачастую очень эффективны.
Первоочередной является необходимость вернуть ребенка в состояние здравой адекватности. И лишь после того, как он полностью пришел в себя, уже можно начинать вести спокойный диалог. Не стыдите ребенка и не пытайтесь его ругать, потому что истерика может повториться. Задача родителей — выяснить причины, по которым произошла вспышка истерии.
Как быстро распознать верный тип истерики?
Первый вид:
Вы замечаете, что кричащий ребенок вас слушает и понимает;
Ребенок быстро успокаивается после угроз о наказании;
Ребенка можно отвлечь или заговорить, переключить его внимание;
С ребенком получается договориться;
Истерика больше носит демонстративный характер.
Вторый вид:
Ребенок не понимает ваших слов, он будто вас не слышит;
Он не успокаивается даже после того, как вы пообещали осуществить его желание;
Ребенок пытается причинить вам или себе вред, стремится что-то разбить, ударить кого-либо;
Он не может контролировать свое тело, а речь если и есть, то она бессвязна;
Истерика напоминает состояние аффекта.
ПРИЧИНЫ ДЕТСКИХ ИСТЕРИК
1.Ребенку позволяется все
Многие родители против вседозволенности, но зато за понимание ребенка и его желаний. Исполняют любое желание чада, думая, что приносят в его жизнь радость, но это может быть большим заблуждением. Когда ребенок не встречает ни малейшего отпора своим прихотям,даже случайным, он, как ни странно, не чувствует родительской защиты. Ведь получается, ребенок сам решает, что ему необходимо, а родители лишь исполнители его воли. Бремя такой ответственности слишком тяжело для маленького человека. И следствием станут нервозность и истерики.
- Не позволяется ребенку ничего
Например: Ребенок маленький. Он совершенно не понимает, что для него
лучше и полезнее, поэтому его решения изначально не могут быть верны. А значит, вы все решите за него, а попытки сделать что-то по-своему пресечете на корню, даже если речь идет о невинных вещах.
— Хочется красную юбку? Тебе не идет красный цвет, давай наденем зеленую.
— Не хочешь кушать полную тарелку каши? Кушать нужно обязательно, иначе не вырастишь.
Живя в постоянных ограничениях, ребенок рано или поздно постарается разорвать душные рамки. Самым простым способом — скандалом. А если попытки не увенчаются успехом, нервный срыв обеспечен, и скандалы снова гарантированы. - Непоследовательность
С детьми родители ведут себя часто по-разному. Могут запрещать мультфильмы или компьютерные игры, а потом вдруг разрешать, когда нужно отвлечь ребенка, чтобы
он не приставал. Или проявляют снисхождение к серьезным поступкам, то взрываются по пустяку из-за плохого настроения,проблем на работе.
Ребенок не может угадать, почему взрослый совершает противоречащие друг другу поступки. Если правила постоянно меняются? То и в жизни ребенка нет стабильности и
ясности. Итог — истеричность. - Не соблюдается режим
Если взрослый прекрасно обходится без режима, то детям он жизненно необходим.
Ребенок, не имеющий четкого режима, вместе с этим не имеет ощущения стабильности жизни. Он не понимает, по каким законам существует его мир и есть ли эти законы вообще, т.к не чувствует временных рамок. Без четкого режима питания и сна быстро наступает усталость и физический дискомфорт. А постоянный психологический и
физический дискомфорт ребенка – прямой путь к истерикам. - Не ограничивается просмотр мультфильмов и игры на компьютере
Ребенок увлечено смотрит в прямоугольник, весящий на стене,родитель довольный сидит в интернете и ему никто не мешает. Малыш хорошо запоминает персонажей, сюжет, смотрит развивающие мультфильмы. Только развитие это мнимое. Любые
мультфильмы, а тем более компьютерные игры очень воздействуют на процессы возбуждения, которые и без того у детей преобладают над процессами торможения. Перевозбужденный ребенок будет искать выход своему состоянию. И найдет его в регулярных истериках. - Не применяются наказания к ребенку
Сейчас речь пойдет не о битье ремнём, не об унижениях, а вполне адекватном и своевременном наказании. Ребенок, которого не наказывают — не знает границ дозволенного. Не потому, что он такой непонятливый, а потому, что их никто не
установил. А без таких рамок ребенку страшно. Поэтому он будет пытаться найти те самые границы посредством истерик, в надежде хоть как-то достучаться до взрослого. - Подчинение детской истерике
Ребенок чего-то очень хочет или не хочет, поэтому начинает истереть. Взрослому становится его жалко? А может быть, действие разворачивается на глазах прохожих в общественном месте? Или родитель просто устал от изматывающего крика и слез? Как бы то ни было, он не сдается и выполняет желание ребенка. С этого момента малыш начинает догадываться: его крик сильнее вашей воли. И истерики вам обеспечены.
Если ребенку 1-2 года, он довольно быстро способен сформировать правильное поведение на уровне рефлекса. Комаровский советует поставить малыша в манеж, где у него будет безопасное пространство. Как только началась истерика — покидать комнату, но дать ребенку понять, что его слышат. Как только карапуз замолчит, можно заходить к нему в комнату. Если крик повторяется — снова выходить. По мнению Евгения Олеговича, на выработку устойчивого рефлекса — «мама рядом, если я не ору» ребенку полутора-двух лет вполне хватает двух дней. Для такой «тренировки» родителям потребуются воистину железные нервы, подчеркивает доктор. Однако их старания обязательно будут вознаграждены тем, что через короткое время у них в семье будет расти адекватный, спокойный и послушный ребенок. И еще один важный момент — чем раньше родители применят эти знания на практике, тем для всех будет лучше.
Если ребенку уже перевалило за 3 года, одним только этим методом не обойтись. Потребуется более кропотливая работа над ошибками. В первую очередь над родительскими ошибками в воспитании собственного чада» . - На ребенка часто кричат
Возможно, крик будет вполне результативен, и ребенок перестанет делать то, чем разгневало родителя, но таким образом он непременно возьмет со взрослого пример. - Не сдерживаются негативные эмоции
Если родитель при ребенке ярко показывает все свои негативные эмоции, срываясь на близких, разбивая посуду, кидая вещи, плача, ругаясь и крича, то и от ребенка стоит ждать того же. - Не обращается внимания на ребенка
Конечно, взрослый заботится о ребенке — о его безопасности, здоровье, удобстве. Но среди всех забот совершенно нет времени на совместные игры и откровенные беседы. Тогда ребенок пытается с помощью истерики вызволить родителей из всех дел к себе.
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ИСТЕРИКУ У ДЕТЕЙ
- Предчувствуйте истерику и вовремя переключайте внимание ребенка.
Дети чаще разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Постарайтесь предвидеть такие моменты.
Переключайте детей на действия - Маленькие дети лучше реагируют на просьбу родителей сделать что-то, чем прислушиваются к просьбе прекратить делать что-то. Подзовите ребенка к себе и дайте ему небольшое задание, или какой-нибудь предмет в руки.
- Проговорите эмоциональное состояние ребенка в слух. Ребенок может неспособным выразить словами свое чувство. Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Например, «Хоть ты и рассердился, нельзя кричать в магазине». Это поможет ребенку понять, что есть ситуации, в которых такое поведение не допускается.
- Обязательно демонстрируйте ребенку свое неодобрение его истериками. При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты ведешь себя плохо, и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».
- Когда ребенок устраивает истерику, всегда и везде ведите себя одинаково.
КАРТОТЕКА ИГР
Детские истерики – важный и нужный этап становления ребенка как личности. Это норма развития ребенка. Младенцы излагают свои просьбы и требования единственным способом — криком. По-другому они просто не умеют. Малыш, который еще не умеет
говорить, также выражает свои эмоции криком. Ребенок растет,потребности меняются, по привычке он пытается получить желаемое самым доступным и проверенным способом – криком.Поэтому нужно, как можно раньше учить малыша справляться со своими эмоциями и выражать их другим способом, в этом могут помочь сказки и игры, направленные на развитие эмоционального интеллекта.Игра в ку-ку (от 1 года)
Закрываем лицо ладошками или платочком и выглядывая весело говорим «ку-ку».Солнышко и дождик
Игра для малышей 2–3 лет. Она учит ребенка обозначать один предмет с помощью другого. Так, стул или стол будет в этой игре домиком, в который надо спрятаться. Можно использовать в качестве домика круг, очерченный мелом, или угол комнаты. Водящий говорит: «На небе солнышко, можно идти гулять». Ребенок прыгает, бегает, танцует. При словах водящего: «Дождик начинается, скорей домой!» – ребенок должен прибежать в свой домик. Водящий хвалит , если ребенок сделал это быстро.Злые – добрые кошки (для детей с 3 лет)
Цель: снятие общей агрессии
На полу рядом с ребенком лежит обруч – «волшебный круг» для превращения. Ребенок входит в обруч и по сигналу взрослого превращается в злющую кошку: шипит, выпускает когти. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Взрослый стоящий за кругом,
говорит: «Сильнее, сильнее…». По сигналу взрослого «превращение» заканчивается. Игра повторяется, но уже предлагается превратиться в добрых и ласковых кошечек.Прятки
Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.
Дети обожают прятаться, и эта игра быстро развеселит капризничающего малыша.
Правила очень простые. Ведущий считает до 10, пока участник прячется
.Есть 2 правила:
1. не надо прятаться так, чтобы ребенок вас не смог найти;
2. не стоит находить ребенка очень быстро.Детский футбол (для детей с 4 лет)
Цель: коррекция страхов, застенчивости, развитие умения чувствовать других
Вместо мяча – подушка. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.Качели (для детей с 4 лет)
Участвуют ребенок и родитель. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.
Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 – 3 минуты. Затем участники меняются местами. Сидящий не должен «цепляться»
ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку.Мешок с капризками (для детей с 4 лет)
Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций
— Посмотри, это не простой мешок — в нем собрались все детские капризы и упрямства. Иногда они вылезают из него и заставляют нас капризничать. Давай прогоним капризы, чтобы они не портили нам настроение. Для этого нужно изо всех сил постучать кулаками по мешку.Злые мыльные пузыри (для детей с 4 лет)
Цель: учить контролировать гнев с помощью одной из дыхательных техник
Ребенка просят назвать ситуации, когда они злятся на кого-нибудь. «Сейчас я научу тебя, как справляться со своей злостью. Закрой глаза и представь, что у тебя в руках трубочка для мыльных пузырей. (ребенок поносит к губам ладони, имитируя соломинку). Медленно
выдыхай, чтобы образовался мыльный пузырь, который наполнен злостью. Сделай большой злой пузырь. Вот он образовался и полетел вверх, выше и выше. Он становится меньше и меньше и вот совсем исчез. Теперь сделай другой злой пузырь и подождите пока, он исчезнет или лопнет. Пускай пузыри до тех пор, пока вся злость не выйдет из твоего тела. Хорошо, теперь открой глаза». Ребенок открывает глаза: «А теперь подул прохладный ветерок и унес остатки всех злых пузырей, которые были у нас в комнате».Уходи, злость, уходи! (для детей с 4 лет)
Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций
Играющий ложатся на ковер. Вокруг него подушки. Закрыв глаза, ребенок начинает со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем по команде взрослого ребенок
ложится в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежит, слушая музыку 3 минуты.Выбиваем пыль (для детей с 4 лет)
Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций
Ребенку выдается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить».«Разговор с руками» (Шевцова И.В.)
Цель: научить детей контролировать свои действия, коррекция агрессии.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки —нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами
пальчики.После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.
Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение дня или 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные
руки и их хозяина.СКАЗКИ ДЛЯ КАПРИЗУЛЬКИ
Про Катюшину Капризку
автор Ольга БыковаВ одном городе жила-была Девочка. Маленькая такая Девочка, с курносым носиком, лучистыми глазами и тоненькими косичками.Звали девочку Катюша. Девочкины мама и папа ходили на работу, а она оставалась дома с бабушкой.Всё бы хорошо, только не любила Катюша кашу. Она вообще не очень любила кушать, но кашу просто терпеть не могла. Бабушка уговаривала её и так, и эдак. Объясняла, как полезна каша маленьким детям, пела ей песни, рассказывала сказки, даже танцевала и показывала фокусы. Ничего не помогало. Наша Катюша сначала просила добавить масла, потом сахара, потом соли, а потом наотрез отказывалась есть «эту гадость». А в это время от одного рассеянного волшебника сбежала мелкая вредная Капризка и пустилась по свету в поисках убежища, пока волшебник не хватился и не вернул её обратно в темный сундук. Капризка кралась по городу, как вдруг услышала громкий крик девочки: «Не хочу! Не буду есть эту вашу кашу!» Капризка заглянула в открытое окно, и увидела, как Катюша кушает. «Чудесно!» — подумала Капризка и прыгнула прямо в широко открытый Катюшин рот. Никто, конечно, ничего не заметил, но с этого дня Катюша стала совершенно невыносимой. Она отказывалась есть даже вкуснейшие котлетки, приготовленные бабушкой, даже пышные румяные оладушки с клубничным вареньем! Капризка с каждым днем в ней все росла и росла. А сама она становилась все тоньше и прозрачней. Больше того, Капризка стала
постепенно высовывать свой нос и задевать родных Катюши. И однажды бабушка вдруг сказала: «Я не буду больше убирать дом, и готовить я тоже больше не буду, все равно это никто не хочет есть!» И она села на балконе, и стала вязать длинный-предлинный
полосатый носок. А мама сказала: «Я больше не хочу ходить в магазин покупать
продукты, одежду и игрушки!» Она легла на диван и стала читать толстую книжку.
А папа сказал: «Я больше не хочу идти на работу!» Он расставил на доске шахматы и начал бесконечную партию сам с собой. И среди всего этого безобразия сидела довольная Капризка, любуясь тем, что она натворила. А Катюша подошла к зеркалу и посмотрела на себя. Она не увидела своих лучистых глазок — они потухли и обзавелись серыми кругами. Носик опустился, а косички топорщились в разные стороны, как веточки елки. Катюше стало себя жалко, и она заплакала. И ещё ей было так стыдно, что она обидела бабушку.
Даже непонятно, откуда у такой маленькой девочки взялось так много слез! Слезы текли и текли. Они превратились в речку! И эти слезы были такими искренними слезами раскаяния, что просто смыли зазевавшуюся Капризку на улицу, прямо в руки
разыскивающему её волшебнику. И Катюша вдруг поняла, как же она проголодалась. Она пошла на кухню, достала из холодильника кастрюльку с остатками каши и съела её всю, даже без масла, сахара и соли. Наплакавшись и наевшись, она уснула тут же за столом. И не слышала, как папа перенес её в кроватку и, поцеловав в щечку, побежал на работу.
Мама поцеловала дочку в другую щёчку, солёную от слез, и тоже ушла. А бабушка, забросив куда-то свой полосатый носок, гремела на кухне кастрюлями и сковородками, вознамерившись приготовить для всей семьи вкуснейший ужин!Как Оля полюбила садик
автор Людмила Цвирко— Не пойду в детсад, — сказала Оля.
— Оленька, деточка, мне нужно идти на работу, — просила её мама.
-Если я не буду работать, у нас не будет денег, а если не будет денег, нам нечего будет есть. Но Оля вертела головой и продолжала капризничать. С кухни прибежал кот Мурзик, прыгнул к Оле на колени и сказал: «Мяу, хочу вкусного молока и рыбку».
— Гав-гав, — раздался звонкий лай пуделя Артемона.
-вечно этот кот выпрашивает еду, я, может, тоже хочу вкусную косточку, но жду, когда меня покормят.
— Ну, вот и животным нужна еда, — сказала мама.
— И черепашка ждёт сочную капусту.
Оля посмотрела на животных и задумалась.
— Не так уж и плохо в детском саду: на Новый год подарки дарили, и дед мороз приходил, построили большую горку с ребятами и катались. Скоро 8 марта, и Анна Вячеславовна говорила, что будет утренник. Придут мамы и бабушки, а мы будем с ребятами петь, и
танцевать, и читать стихи, будем дарить открытки, которые сами смастерили, и мама купит мне платье и красивый бант. Мама вышла в прихожую. Оля, одетая в шубку и сапожки, ждала маму.
— Идём в детский сад, — сказала она маме.
— Я пошутила.
С тех пор Оля всегда ходила в детсад и не капризничала. Там было всегда весело и много друзей, а когда возвращалась домой, её радостно встречали кот, пес и черепашка. У них всегда была еда. А Оле мама к утреннику купила очень красивое платье и бант.
Бум-бум-бум
автор Михаил Андрианов— Бум-бум-бум, — что-то постучало в тёмной комнате.
— Мне страшно, кто это? — спросила Вику Алёнка, натягивая на себя одеяло до самых глаз.
Не знаю, но кто-то здесь есть,
— косясь по сторонам, прошептала Вика. — Вот так почти каждую ночь в моей комнате, то бум-бум-бум, то тук-тук-тук.
— Мамочки, я боюсь, я сейчас умру от страха.
— Не бойся, скоро это пройдет.
Натянутое к глазам одеяло не могло успокоить маленькую Аленку и не могло спасти её от темных углов и черных теней на стене. Было все равно страшно, и она попросилась в постель к Вике. Теперь девочки лежали, тесно прижавшись друг к другу.
— Почему это только в моей комнате всё время страшное происходит? — думалось Вике.
— Как будто каждую ночь ко мне кто-то приходит, чтобы нарочно попугать.
И вдруг опять: бум-бум, тук-тук.
— Мамочки, это кто-то за занавесками в окно стучится, тихо взвизгивая, прошептала Алёнка.
— Нет, это за старым шкафом кто-то притаился. Видишь, вон там, в углу, из-за шкафа черное круглое торчит. Это, наверное, его голова выглядывает и подсматривает.
— Это не голова, а нора черной крысы, которая к себе в нору затаскивает. Помнишь, как в Буратино?
— Ага, помню, она ещё Буратино к себе чуть ли не затянула, — прошептала Вика и подтянула к себе свесившееся с кровати одеяло.
Обе девочки на всякий случай подвинулись к стене, подальше от края кровати. Опять послышалось: бум-бум-бум и сразу же тук-тук. Тишина. Только слышно, как сердце от страха колотится. Хоть кричи изо всей силы и зови на помощь. Вдруг Аленка как толкнет локтем:
— Смотри, смотри.
— Где?
— Там, занавески.
— Что занавески?
— Они шевелятся.Занавески и вправду внизу еле заметно двигались, хотя дверь на
балкон и форточка были закрыты.
Наступило жуткое молчание. Две пары глаз уставились на занавески и ловили каждое их движение. Обеим хотелось с криком выбежать из комнаты, но было уже очень поздно, в доме все давно спали.Тишину наконец-таки прервала Вика:
— Ты знаешь, мне папа говорил о том, что когда человек боится, то к нему притягиваются всякие страшные мысли других людей и начинают ещё больше его пугать.
— Да, а вот мой папа говорил о том, что чтобы перестать бояться, нужно подойти к страшному месту и дотронуться до него рукой, тогда страхи сразу проходят.
— А давай так и сделаем и до занавесок дотронемся, -предложила Вика.
— Не-а, я боюсь, мне страшно, вдруг там кто-то есть. — Да не бойся, я впереди буду, давай руку.
Девочки взялись за руки, встали с кровати и медленно стали приближаться к окну. Было очень страшно, но все-таки Вика дотронулась до занавески, а за ней и Аленка тоже. И действительно, как говорил Аленкин папа, страха стало меньше. По полу босые ноги
девочек почувствовали холодный ветерок. Он спускался от холодного окна и еле заметно раскачивал занавески. Вика набралась смелости и чуть-чуть отодвинула занавески — за ними никого не было, а за окном все было в снегу и светила луна. Вдруг с краю от окна Аленка заметила черный толстый провод, который раскачивался на ветру, вскоре он ударился о стекло: бум-бум, а потом сразу же о раму: тук-тук.
-Так вот, кто это, оказывается, стучался и пугал нас, — прошептала Вика, — ведь это же просто порванный бельевой шнур. Девочкам сразу же стало легче, и страх почти совсем пропал.
— А давай точно так же до того черного и круглого, что за шкафом, тоже вместе дотронемся, — предложила Вика.
— Давай, только, чур, ты опять первая.
И девочки медленно направились к шкафу. Подойти к шкафу и протянуть руку к темному и круглому было совсем не просто. В голову стали лезть страшные мысли про черную крысу. Но когда Вика с Аленкой подошли к шкафу совсем близко, то разглядели, что
темное и круглое — это всего лишь мягкий игрушечный Викин ежик.
— Как я раньше не догадалась, — подумала Вика,- целую неделю его боялась.
Девочки, по очереди потрогав ежика, достали его из-за шкафа, и Вика взяла его к себе в постель. Теперь им было совсем не страшно, а когда опять послышалось бум-бум-бум, они обе даже фыркнули от смеха. Ведь теперь они все знали, а если знаешь, то перестаешь
бояться.Сказка про страну нерях
автор Ирина ГуринаЖил да был мальчик Вася. Он очень не любил убирать вечером игрушки. Так весело и интересно было играть! На полу шеренгами стояли солдатики, за ними фырчали грузовики, трактор, четыре маленьких машинки и экскаватор. Медвежонок, собачка, утенок и сам Вася прятались за диваном. Потом наступал момент решающей битвы. Солдатики разлетались в разные стороны. Грузовик уезжал под шкаф. Трактор с экскаватором спасались в коридоре, а маленькие машинки вообще улепетывали в неизвестном направлении.
Победитель Вася колотил по барабану и торжественно маршировал по комнате, распинывая ногой попадавшиеся на пути игрушки. Наступал вечер, в комнату заглядывала мама и ласково говорила:
— Васенька, пора ужинать. Убирай игрушки.
— Ага, — отвечал Вася и продолжал маршировать.
— Василий, — сердился папа. — Да когда же ты, наконец, уберешь игрушки?
— Сейчас, — отвечал Вася и быстро распихивал игрушки под шкаф, кровать, диван, стол и кресло.
А однажды случилось вот что. Вася, как обычно, раскидал своих бойцов и транспорт по углам и лёг спать. Вдруг за окном выросла огромная тень. Она долго колыхалась в воздухе, а потом осторожно прошла сквозь стекло. Вася затаился, но глаза не закрыл. Его мучило любопытство: кто же это к нему пришёл. Посреди комнаты стояла настоящая волшебница. На ней было темно-синее платье и плащ из ночных мотыльков. Они трепетали крылышками, разлетаясь в разные стороны, когда она взмахивала руками. И снова собирались вместе, едва волшебница хлопала в ладоши.
— Не бойся, Вася, — тихо сказала она.
— Я волшебница Неуберинда! Хочешь, я возьму тебя в свою волшебную страну? Там никто не заставляет детей убирать игрушки, там можно разбрасывать фантики, не слушаться маму и папу и сваливать свои вещи в кучу!
— Хочу! Хочу! — обрадовался Вася.
— Тогда ты должен сказать: «Я больше никогда ничего не буду убирать! Я — неряха!»
— Я больше никогда ничего не буду убирать, я — неряха! — послушно повторил Вася, вылезая из-под одеяла.
В тот же миг мотыльки подхватили мальчика и вынесли его из комнаты. Они летели долго-долго мимо разноцветных планет, по Млечному пути, далеко-далеко, на другую планету!
Мотыльки приземлились вместе с Васей посреди улицы, как две капли воды похожей на его улицу. И дом, перед которым Вася стоял, тоже был таким же, как его дом. Сначала мальчик подумал, что Неуберинда его обманула, и они вернулись обратно, но потом понял, что это не так. По пыльной улице ветер гонял обертки, бумажки, фантики, пластиковые стаканчики и другой мусор.
— А почему тут так грязно? — удивился Вася.
— В нашей стране никто не убирает. Помни, ты давал Клятву неряхи!
— А-а, — сказал Вася и пошел искать своих друзей. Но во дворе никого не было.
— А где все? — спросил он Неуберинду.
— Твои друзья недостойны стать гражданами нашей страны, — ответила волшебница. — Они всегда убирают игрушки, кладут книжки на полки и аккуратно складывают одежду перед сном!
— С кем же мне играть?
— В соседнем дворе есть мальчик Коля. Иди к нему, — ответила Неуберинда.
И действительно, на скамеечке в окружении пакетиков от печенья, фантиков и бутылочек из-под сока сидел чумазый мальчишка.
— Привет, — протянул он Васе липкую ладошку.
— У тебя руки грязные, — возмутился Вася.
— Нет, они просто сладкие. Это из-за сока. Я его на штаны пролил.
— Иди, переоденься, — предложил Вася. — Руки заодно помоешь.
— Я вещи все растерял, — грустно сказал Коля. — А руки мыть мне неохота, все равно потом испачкаются.
— А почему ты не относишь мусор в урну, — не успокаивался Вася.
— Чего ты пристал? Ты что, шпион? У нас нет урн! Это страна «Беспоряндия»!
— Да, — удивленно сказал Вася. — Я всего-навсего не любил убирать игрушки! Но я не хочу ходить в испачканной одежде. И мама учила меня выкидывать мусор только в урну, иначе на улице будет грязно и некрасиво.
Потом он подумал чуть-чуть и добавил:
— Грязно как здесь! Но если тут никто не убирает, то получается, что мусор будет прибавляться и прибавляться… Кошмар! Катастрофа! Значит, однажды весь город превратится в кучу мусора!!! Мусором засыплет дома, улицы, квартиры и мы задохнемся!!! Надо срочно спасаться!
Вася начал бегать по улицам, натыкаясь на неопрятных детей в перепачканной одежде, и рассказывать им о своей догадке.
— Это что же, мы должны мусор убирать? — спросил Коля.
— Мне бабушка всегда говорила: «Убери за собой!» Поэтому я и сбежала сюда, — добавила растрепанная девочка в рваном платье.
— Я не хочу убирать.
— Но мы же все погибнем! Неужели вы не понимаете? — испугался Вася.
— Нет, это ты не понимаешь! — вступил в спор толстый мальчик в рубашке с оторванными пуговицами. — Мы все здесь собрались, чтобы никогда больше не заниматься уборкой. Ты что пристал? Вот смотри, пакет из-под сока. Это не я пил, не я бросил. Так почему это я должен убирать, а?
— Ну хорошо! — сдался Вася под натиском нерях. — А если я наведу порядок и соберу все, что вы успели разбросать, вы пообещаете мне, что больше не будете мусорить?
— Ты будешь убирать за нами? — удивились дети.
— Да, — ответил Вася. — Иначе мы все погибнем. Город превратится в огромную свалку. Мы провалимся на дно этой мусорной кучи и никогда больше не увидим наших родителей!
— А я по маме соскучился, — всхлипнул Коля.
— Ой, — испугался Вася. — Как же я не подумал! Действительно! Как же вернуться домой? Зачем, зачем я согласился улететь с Неубериндой? Мне же совсем несложно было убирать игрушки, просто я ленился.-
Неуберинда выискивает детей, которые не любят порядок, и забирает их на свою планету, — грустно сказала лохматая девочка
. — Даже если бы ты не согласился, мотыльки утащили бы тебя силой. Сопротивляться ей могут только аккуратные дети!
— Ура! Придумал! — закричал Вася.
— Я знаю, как победить Нсуберинду. Надо убрать весь город, и тогда она лопнет от злости.
Как решили — так и сделали. Собрали всех нерях, похищенных Неубериндой, и начали генеральную уборку. Мусор вывозили на игрушечных машинах, выносили в пластмассовых ведерках, собирали в кучи самодельными метелками из старых веточек. К вечеру улицы сверкали чистотой. Солнце тоже помогло малышам. Позвало тучку, а она умыла и проспекты, и дома, и чумазых ребятишек теплым летним дождем.
Дети собрались на площади и стали ждать злую волшебницу. В свете фонарей появились белые мотыльки.
— Ой, — закричала одна девочка.
— Я боюсь, Неуберинда приближается! Вон, и мотыльки уже здесь!
— Эй, — засмеялись мотыльки.
— Разве вы не видите: мы белые! Нас прислала добрая фея Роса, которая мост траву и цветы. Вы забыли самое главное: чтобы развеять злые чары, надо обязательно сказать Клятву нерях наоборот. Звучит она так… Ой, караул! Неуберинда приближается, — испугались белые мотыльки, захлопали крылышками и пропали в темноте.-
— А что сказать?! — закричали вслед им дети. Но перепуганные мотыльки были уже далеко.
— Давайте вспоминать, — быстро сказала Вася. — Какие слова она заставляла нас говорить.
— Я больше никогда ничего не буду убирать, — вспомнил Коля.
— Это же были наши любимые слова!
— Значит, надо сказать: я всегда буду все убирать! — догадался Вася.
— А ещё, надо было сказать: я — неряха! — крикнул кто-то из детей.
— А-а! — раздался страшный громовой голос Неуберин-ды.
— Что вы тут натворили, отвратительные создания! Кто позволил убрать мой мусор, кто посмел нарушить закон?! В наказание я превращу вас всех в конфетные фантики!
— Давайте, давайте, ребята! — закричал Вася. — Я всегда буду все убирать!
— Ай-ай-ай, — завопила Неуберинда и начала раздуваться, как огромный воздушный шар. Синие мотыльки испугались и бросились врассыпную. А Неуберинда висела над городом и надувалась, надувалась, закрывая собой небо.
— Я аккуратный! Я послушный! Я люблю порядок! — начали выкрикивать дети.
— Бух! — в небе расцвел фейерверк из голубых звездочек, и злая Неуберинда исчезла.
— Уррра! — закричал Вася и… проснулся. Над ним обеспокоенно наклонилась мама:
— Ты чего кричишь, сынок?
Вася удивленно оглянулся: вокруг царил прежний беспорядок.
— Да, — печально кивнула головой мама.
— Ты вчера опять не убрал за собой игрушки.
— Это был просто сон? — удивился Вася.
— Ну и что, все равно, я теперь всегда все буду убирать!
Он вскочил с кровати, умылся, почистил зубы и побежал раскладывать по местам игрушки, пока мама варила вкусную кашу.
Со шкафа за Васей наблюдал синий мотылек.
— Нет, — сердито проворчал он. — Надо сказать Неуберинде: этот мальчик нам не подходит!Сказка про город Упрямск
автор Михаил АндриановВ далеком городе Упрямске радостно готовились к прилету очередного самолета из Москвы. Среди тех, кто должен был прилететь, была и девочка Алена. У себя дома своим упрямством и постоянными капризами Алена так всем надоела, что родители решили отправить её жить в далекий Упрямск и купили ей билет на самолет. Пусть поживет среди таких, как она сама.
И вот настал долгожданный момент: приземлился самолет с упрямцами из Москвы. Прилетевших гостей встречали торжественно: с музыкой, флажками и шарами. Каждому выходящему из самолета дарили букет цветов. Алене тоже подарил цветы какой-то мальчик. Он поздравил её с прибытием в Упрямск, сказал, что его зовут Вася Вредню-ков, и предложил показать Алене город. Алена, конечно же, с радостью согласилась, и ребята вдвоем пошли осматривать город.
По дороге Алена спросила Васю, почему у него такая странная и некрасивая фамилия.
— Здесь у всех такие, — ответил Вася Вреднюков.
— Если тебе наш город понравится и ты захочешь остаться здесь жить навсегда, то тебе обязательно дадут паспорт с новой фамилией. Например, будешь Аленой Надоедалиной, или Аленой Капризовой, или Аленой Упираловой.
Алена захотела что-то возразить, но тут они подошли к улице с огромными глубокими лужами, которая называлась Большая Грязь. На улице из толстого шланга постоянно лилась вода, люди шли прямо по лужам, и Алене пришлось сделать то же самое. Она сильно промочила ноги и была очень недовольна. А ещё на этой улице у многих домов были перевернуты крыши. В них после дождя собиралось много воды, и получалось небольшое озеро. От Васи Алена узнала, что на этой улице живут упрямки-грязнули, которые любят упрямо топать по лужам, и упрямки-плескалки, которые подолгу купаются, плескаются и упрямо не хотят вылезать из воды.
На первом же перекрестке Алена с Васей свернули за угол и оказались на проспекте Лежебок. Здесь стояли дома совсем без окон. Казалось, что это совсем не проспект, а какой-то широкий проход между двумя заборами высотой с многоэтажный дом.
— Здесь живут упрямки-лежебоки, — пояснил Вася Алене. Они по утрам упрямо не хотят вставать, капризничают и продолжают часами валяться в постели. Поэтому, чтобы солнце по утрам их не будило своими лучами, они строят дома без окон.
На следующей очень грязной улице, воняющей помоями, на Алену вылилась липкая каша. Алена уже подняла голову, чтобы поругать того, кто это сделал, но вдруг на доме прочитала надпись: «Улица гречневой каши». Она сильно удивилась и спросила Васю, почему у этой улицы такое странное название. Вася ответил, что на этой улице живут те упрямки-недоедалки, кто всегда упрямо не хочет доедать свою еду. Здесь то и дело открываются окна, и остатки пищи из тарелок выкидывают прямо на улицу. А так как по утрам на улицу вываливают больше всего гречневой каши, то улицу так и назвали.
Выпачканная кашей, Алена, с мокрыми ногами, теперь шла, задрав голову, чтобы вовремя увернуться от недоеденного супа, каши или котлеты. Ребята поскорее перешли на другую улицу.
Так они долго гуляли по городу, и Алена с интересом разглядывала улицы. Все они были необычными и не похожими друг на друга, как бывают не похожи друг на друга разные упрямства в людях. К вечеру Вася попрощался и поспешил к себе домой, а Алена решила продолжить гуляние по Упрямску. Сначала она прошлась по улице со смешным названием «Всегда наоборот», где жили вреднули-капризули. Потом она свернула на улицу «Вечного грома», где до ночи громыхал барабан для тех, кто упрямится и не любит ложиться спать. А под конец вышла на очень необычную улицу «Приставал», где жили упрямки-приставучки.
Поперек этой улицы стояли дома, которые целиком перегораживали людям проход. Над дверью каждого дома были одинаковые надписи: «Постучите, и вы сможете пройти через дом и выйти с обратной стороны через другую дверь». Алена так и сделала. Она постучала, и дверь ей открыл какой-то мальчик- упрямка. Узнав, что Алена хочет пройти через его дом дальше по улице, он очень обрадовался и сказал, что пропустит ее, если она с ним немножечко поиграет в войну и в солдатиков. Он так приставал и упрашивал Алену поиграть, что она согласилась. Но играть ей пришлось не немножечко, а очень долго. Она много раз хотела бросить игру, но мальчик упрашивал её поиграть ещё, упрямо продолжал игру и не хотел ей открывать дверь. Лишь через несколько часов, когда Упрямка наигрался, он открыл Алене другую дверь.
Выйдя на улицу, Алена увидела впереди другие дома, которые тоже перегораживали улицу. Возвращаться назад и опять играть в солдатики ей ужасно не хотелось, и она решила постучать в следующую дверь. Несколько дней Алена шла по проспекту. С разными упрямками-приставучками ей пришлось то играть в чужие неинтересные игры, то слушать долгие скучные истории, то смотреть надоевшие фильмы. Когда улица «Приставал» наконец- таки закончилась, Алена очень устала, проголодалась и начала сильно скучать по дому.
— Какой-то сумасшедший город, — подумала Алена и устало вздохнула, — никогда бы не подумала, что если упрямцев собрать в одном месте, то может получиться столько много всякой глупости. Надо поскорее выбраться из этого ужасного города и возвращаться домой.
Из последних сил Алена поспешила в аэропорт и успела купить билет на самолет, улетавший из Упрямска в Москву. Хорошо, что она не успела потратить те деньги, которые ей дали на дорогу родители. А то бы ей пришлось ещё надолго задержаться в этом неприятном городе и жить среди больных ослиной болезнью.