Практически все малыши, после того, как у них появляются первые зубки, начинают искать им применение и кусаться. Как утверждают детские психологи, кусание является совершенно естественным способом познания малышом окружающего мира. Однако делать подобное поведению нормой взаимодействия крохи с окружающим его миром все же не стоит. И все родители без исключения должны знать, как отучить ребенка кусаться.
Итак – проблема налицо – ребенок кусается, что делать? Как объяснить крохотному несмышленышу, что кусать яблоко или морковку не только можно, но и нужно, а вот пробовать на зубок маму, папу и братишку не стоит? Родители малыша терзаются раздумьями – как правильно реагировать на укусы малыша? Дать понять ему, что вам подобное поведение не нравится? А вдруг тем самым можно нанести травму его нежной детской психике? Да и поймет ли он запрет? Продолжать терпеть, надеясь, что кроха перерастет эту свою привычку и проблема исчезнет сама по себе?
Но все не так просто. Зубки у крохи, несмотря на их небольшой размер, достаточно крепкие, и вы с трудом сдерживаете возглас боли после очередного укуса родного грызуна. На детской площадке толпа детишек при вашем появлении подозрительно быстро редеет, да и в гости вашего малыша приглашают почему – то всего один раз…
А уж если подошло время отправляться в детский сад, родители и вовсе впадают в состояние праведного гнева. А как же иначе? Ведь к вашему крохе, такому милому и очаровательному ребенку все стали незаслуженно придираться и наговаривать на него всякую напраслину? Вы привыкли на все жалобы воспитателей на то, что ребенок кусается в детском саду, привычно отвечать, что он слишком маленький и еще ничего не понимает. Да и особой проблемы в том, что ребенок кусается в садике, вы тоже не видите, а напротив, испытываете некое своеобразное чувство гордости за своего кроху, умеющего за себя постоять.
Однако однажды папа одного из укушенных вашим милым грызунов строго пригрозил вашему ребенку, что в следующий раз он его накажет, а вам посоветовал обратиться за помощью к детскому психологу, чтобы выяснить, почему ваш ребенок кусается и щипается. И – о чудо – ваш ребенок выразительно посмотрел на этого самого чужого папу, но от ребенка отстал. И вот тут вас охватывает настоящее смятение. Значит, ваш кроха все прекрасно понимает? А это значит, что вы должны направить все свои усилия на то, чтобы отучить ребенка от дурной привычки кусаться. А как же быть с такой необходимой детской свободой, о которой говорят все детские психологи?
Что можно, а что нельзя?
Впервые ваш ребенок опробовал силу сжатия десен еще в то время, когда он сосал молоко. Ведь молоко можно добыть, только приложив определенные усилия и сдавив должным образом деснами материнский сосок. Помимо маминой груди или соски тренажерами для растущих зубок стали прорезыватели и резиновые игрушки. Если к тому времени, когда у малыша появляются первые зубки, мама еще продолжает грудное вскармливание, она непременно ощутит на себе естественную любознательность крохи, которую он удовлетворяет, кусая мамину грудь.
Женщина ни в коем случае не должна молча терпеть, а уж тем более поощрять подобное поведение малыша. В противном случае вы рискуете получить кусающееся чадо. Обязательно сразу же после того, как ваш малыш в первый раз попытается вас укусить, дайте ему понять, что вам это не нравится. Если ребенок попробует укусить еще раз, заберите у него грудь – он должен четко усвоить, что кусаясь, он лишается не только молока, но и маминой груди. Кстати, отобрать грудь – лучшее средство того, как годовалого ребенка отучить кусаться. Как правило, даже самые маленькие крохи очень быстро начинают понимать, что маму кусать не стоит. Причины, почему кусаются маленькие дети немного другие и ребенок их быстро перерастает.
Однако очень часто немного подросший кроха снова начинает кусаться, причем зачастую без каких – либо видимых причин: просто подходит к кому – либо и неожиданно кусается. И тут тоже важна правильная реакция окружающих малыша близких людей. Однако прежде чем рассказать о том, как правильно реагировать, хотелось бы заострить внимание родителей на такой причине кусания ребенка, как скука. В большинстве случаев именно скука является ответом на вопрос родителе о том, почему дети кусаются. Таким своеобразным образом малыш пытается привлечь к себе вынимание взрослых, чаще всего именно матери.
Для ребенка крайне важно как можно чаще бывать в центре внимания мамы и папы. И при этом для малыша совершенно неважно, что послужило причиной данного всплеска внимания – прилив нежности или же злость, вызванная укусом. Именно поэтому детские психологи и педагоги без устали твердят о необходимости уделять ребенку как можно больше внимания. Постоянно общайтесь с ребенком, почаще хвалите его, обнимайте и целуйте. Очень многие родители боятся подобным поведением избаловать ребенка. Однако не стоит путать любовь с вседозволенностью – любовью избаловать просто невозможно.
- Я не хочу с тобой общаться!
Однако при попытках ребенка кусаться старайтесь как можно быстрее ограничить ваше с ним общение. Если ребенок дерется и кусается, скажите ему строгим голосом, что вам не нравится подобное поведение. Кстати говоря, психологи во время разговора с ребенком советуют присаживаться на корточки, опускаясь, таким образом, на уровень ребенка. Все, что вы скажете, будет понято и принято крохой гораздо лучше. После того, как вы сделаете малышу внушение, покиньте комнату – ребенок очень быстро поймет причинно – следственную связь между укусом и исчезновением мамы. Как правило, подобная мера очень эффективно помогает отучить ребенка кусаться.
- Ой, больно!!!
Если ваш кроха кусается, попробуйте следующую тактику поведения. Не терпите боль, как вы это делаете обычно. Во время укуса громко крикните: «Ай! Мне же больно» либо что-то в таком роде. Подобная мера порой бывает очень и очень эффективной – одного раза может быть достаточно для того, чтобы малыш навсегда забыл о своей привычке кусаться.
Однако, увы, этот метод хорош лишь для чутких детишек, которые умеют сопереживать окружающим людям. Подобные малыши способны расплакаться, видя, как другой кроха разбил коленочки, или при виде бездомной собачки или кошечки. Однако менее восприимчивые натуры полагают, что плохо только тогда, когда больно делают им. А вот они имеют полное право делать больно
- Закрепление негативных ассоциаций с укусом.
Многие родители неоднократно слышат совет укусить ребенка в ответ. Мол, таким образом, у ребенка с укусами будут самые негативные ассоциации. Однако на самом деле это заблуждение. Подобная тактика поведения взрослых людей зачастую приводит к прямо противоположному результату. Укусив ребенка, мы даем ему подтверждение правильности его поведения: «я буду кусаться, потому что папа тоже кусается».
Гораздо более разумным поступком будет не проявлять ответную агрессию, а, напротив, выразить сочувствие пострадавшему. Обнимите, поцелуйте того члена семьи, который подвергся нападению вашего маленького кусачего агрессора. Подобная тактика поведения заставит ребенка задуматься над допустимостью подобного поведения.
Если ребенок раскаивается
В том случае, если ребенок укусил кого – либо в порыве эмоций, а не целенаправленно, тут же спохватился и искренне раскаивается в своем поступке, не стоит его особенно сильно ругать. Кстати говоря, подобную ситуацию можно использовать для развития в малыше чувства сопереживания окружающим его людям. Пусть маленький грызун подует на укушенное место, наклеит лейкопластырь, подарит обиженному игрушку.
Возможно, некоторые родители сочтут подобные хлопоты излишними из-за такой, казалось бы, мелочи, полагая, что и обычного “прости” будет вполне достаточно. Однако в таком случае, когда кроха подрастет, не стоит удивляться тому, что никакого внимания и помощи от него не дождешься, кроме дежурного «прости», брошенного через плечо. Не дети рождаются бесчувственными, а именно мы с вами такими их растим.
Я устал!
Детская нервная система крайне чувствительна и дети очень сильно склонны к перевозбуждению. А в подобной ситуации контролировать свои эмоции малыш практически не в состоянии. Если ребенок ни с того, ни с сего кусает кого-то из детей во время активной игры, либо в детском саду, возможно, он просто – напросто очень устал. Однако это предположение справедливо только в тех случаях, если укус для ребенка является чем – то из ряда вон выходящего, но ни в коем случае не нормой поведения.
В подобной ситуации ни в коем случае не ругайте своего ребенка – он и без того очень сильно испуган подобной вспышкой неукротимого гнева, с которым и взрослым – то людям справиться удается далеко не всегда. Психоэмоциональное напряжение – это еще одна причина того, почему маленький ребенок кусается. Взрослые люди в подобных случаях должны как можно быстрее отвести кроху в тихое и спокойное место.
Однако ни в коем случае не делайте этого в такой форме, чтобы ребенок мог воспринять уход с места игры как наказание. Мотивируйте этот ваш поступок именно необходимостью немного отдохнуть и не более того. Оставайтесь рядом с крохой до тех пор, пока он полностью не успокоится – поговорите с ним, почитайте ему книжку, но ни в коем случае не оставляйте его одного, так как это может усугубить психологическое состояние крохи.
В том случае, если кроха, хотя бы один раз позволил себе укусить кого-то, вам необходимо тщательно следить за ним, контролируя настроение и своевременно предотвращая подобные вспышки гнева. Если вы заметили, что в процессе игры ваш ребенок занервничал, начал проявлять первые признаки недовольства, отвлеките внимание малыша, переключив его на что-либо другое.
Гнев – это абсолютно естественная эмоция, имеющая такое же право на существование, как обида, радость и прочие. Признайтесь сами себе – ведь даже вы, взрослые и умеющие контролировать свои эмоции люди, частенько испытываете гнев. Но вы-то, в отличие от малыша, прекрасно знаете, каким образом его можно выплеснуть, чтобы не причинять вреда окружающим вас людям.
Так почему бы не научить этому вашего малыша? Покажите крохе, как можно стучать ладошками по диванной подушке, рвать ненужные бумажки на мелкие куски, в конце концов, громко кричать. Разумеется, крик является не самым лучшим выходом из ситуации, но именно с помощью крика маленькому ребенку проще всего избавиться от переполняющих его эмоций, кстати говоря, как положительных, так и отрицательных. А ведь вы наверняка согласитесь, что крик в разы более предпочтителен, чем болезненные укусы.
Полное же подавление негативных эмоций у крохи недопустимо ни в коем случае, потому что может привести к развитию различных невротических реакций. В итоге подобный мнимый контроль над гневом может обернуться длительным лечением у детского психолога и невропатолога. Согласитесь, что это слишком высокая цена за тишину в доме.
Шантаж и угрозы
Даже самые маленькие детишки являются замечательными психологами и очень часто целенаправленно загоняют взрослых в те рамки, которые в данный момент необходимы именно им. Это касается в том числе и кусания. Дети очень хорошо понимают, что кусаться некрасиво и стыдно. Но еще лучше они понимают, что именно маме в первую очередь будет неловко, если кроха начнет кусаться при посторонних людях, например в магазине.
И кроха начинает мастерски манипулировать этими своими знаниями, прибегая к шантажу «купи мне, или я тебя укушу». Чаще всего мама даст ребенку желаемое, только бы избежать неприятной сцены при посторонних. А пока они дойдут до дома, мама перестанет злиться и не накажет своего ребенка. И ребенок, прекрасно об этом зная, будет пользоваться подобным положением вещей.
Наилучшим решением подобной проблемы станет устранение провоцирующей среды. Стал капризничать? Выведите ребенка из магазина, невзирая на его крики и плач. Не поддавайтесь на уговоры и истерики малыша и не возвращайтесь в магазин. Один – два подобных урока – и ваш ребенок навсегда оставит привычку пытаться шантажировать родителей.
Отучить кусаться ребенка можно. Ведь когда годовалый ребенок кусается, это еще можно понять и принять, но когда кусаться пытается 3 – 4 летний малыш, меры принимать необходимо в авральном режиме. Однако не стоит надеяться, что вы сделаете это моментально, особенно если долгое время вы никоим образом не давали малышу понять, что подобное поведение недопустимо. Главным вашим помощников в этой нелегкой задаче должна стать последовательность. Однажды запретив кусаться, нельзя ни разу спускать укусы с рук малышу, даже если вам действительно в данный момент некогда делать ему замечания. В противном случае ребенок будет пробовать рамки дозволенного снова и снова, надеясь, что родителям не до него и наказания за его поступком не последует.
Конечно же, ваш ребенок скоро подрастет. И наверняка в школе он не будет решать проблемы путем укусов. Но, отучив кусаться малыша в раннем возрасте, вы избавите своего ребенка от того, что все дети начнут сторониться его. А ведь самооценка человека начинает закладываться еще в глубоком детстве. Так пусть ваш малыш растет умным, счастливым и уверенным в своих силах малышом.
Сказки для кусачих детей
Сказка про Волчонка, который кусался.
Жил был маленький, серый Волчонок. Жил он в лесу, был жизнерадостным и добрым зверьком. В этом лесу жили и другие зверята. Только они почему-то не дружили с Волчонком и старались обходить его стороной.Однажды,зверята играли на лесной опушке: все со своими игрушками. А у Волчонка своей игрушки не было, в которую можно было бы поиграть с другими зверятами. Он сидел в тени большого дерева и смотрел за их игрой. Грустно и скучно стало Волчонку. И подумал он «Ах, как хочется и мне с ними не поиграть!».
Сказано — сделано. Волчонок медленно поднялся с места, переваливаясь, подошёл к Лисёнку, и взял его мячик. Лисёнку не понравилось, что Волчонок без спроса берёт игрушки. Он попытался забрать обратно свой мячик, но Волчонок не захотел отдавать. Волчонок рассердился, и КААААК ХВАТЬ — укусил Лисёнка прямо за лапку!
Бедный Лисёнок тут же выпустил мячик из лапок, и давай плакать — так ему больно было. Даже Медвежонок, спавший у брёвнышка, проснулся и захлопал глазами.
— Что же ты такое делаешь! — закричал Медвежонок Волчонку.
— Ты зачем Лисёнка обижаешь?
Волчонок прижал уши,наклонил голову и говорит:
— А чего он мне игрушку не даёт? Я тоже играть хочу.
Зверята на полянке ахнули от слов Волчонка.А Медвежонок и говорит ему:
— Так ты бы спросил, мы бы тебе дали игрушку. А ты вон, — сразу кусаться. Ну, разве так можно?
— А я не знаю, как спросить, — тихонько сказал Волчонок, пожимая плечами.
— Не умею.
— Мы тебя научим, если ты попросишь прощения у Лисёнка и пообещаешь больше никогда не кусаться! — вступил в разговор Зайчонок.
Волчонок стыдливо опустил глаза, тяжко вздохнул и повернулся к Лисёнку:
— Ты уж прости меня, Лисёнок, не хотел я тебе больно сделать. Просто очень хотелось поиграть вместе со всеми. Обещаю, что больше никогда-никогда не буду кусаться! Я научусь просить игрушки вежливо, честно!
Лисёнок простил Волчонка, и зверята вместе научили его спрашивать разрешения поиграть. Так же Волчонку объяснили, что нельзя отбирать игрушки, когда в них играет кто-то другой.
С этих пор Волчонка всегда были рады видеть в своей компании. Он больше никогда не кусался, а играл со зверятами дружно и весело.
Как Лимончик в садике кусался. (сказка для малышей, которые кусаются в детском саду)
Лимончик не всегда ходил в детский сад. Раньше он был дома с мамой. Но всем деткам нравится играть с друзьями. Вот и Лимончику хотелось найти друзей, и мама решила отвести его в детский сад. Желтый бегемотик посмотрел, как много других бегемотиков в саду. Увидел, что мама ушла и очень испугался. От испуга он стал кусаться. Представляете, по-настоящему. Хочет взять игрушку и сразу «Цап» бегемотика за руку. Другой бегемотик плачет, а Лимончик с игрушкой убегает. Страшно Лимончику вдруг — он опять бегемотика «Цап». Тот плачет, рыдает, может и в ответ ударить. Мама с папой конечно расстраивались, когда узнавали, что Лимончик кусается. А он приходил в садик, и снова становилось страшно. И он снова кусался.И вот однажды Лимончику приснился сон. Он пришел в садик, а там никого! Совсем пустой садик. А мама с папой как будто не заметили. Попрощались с Лимончиком и ушли. Лимомнчик зашел в свою группу: все игрушки стоят, никого нет. Ни взрослых, ни детей. Сел бегемотик на стульчик и ждёт.
И тут случилось странное — в группу зашел Крокодил. Большой и зубастый. Зашел и давай все вокруг грызть и кусать. Все игрушки искусал, все стулья погрыз. На Лимончика совсем внимание не обращает. Бегемотик сначала тихонько сидел, а потом не выдержал и говорит:
— Крокодил, ну что ты делаешь?
— А что? Зубы точу! Тебе можно, а мне нельзя?
— А я кусаюсь, когда злюсь или мне страшно! А не просто зубы точу! — Лимончик даже разозлился. Он никогда не стал бы просто так игрушки ломать.
— Да? А я думал, что ты тоже хочешь большие зубы. КУСАТЬСЯ ПЛОХО! — Крокодил остановился и внимательно посмотрел на Лимончика. — То есть тебе страшно, ты злишься, и тогда кусаешься?
— Да, так и есть.
— Ничего себе! Давай я тебя научу, как игрушки просить? — Крокодил схватил любимую машинку Лимончика.
— Отдай, это моя машинка, верни! — Лимончик хотел укусить Крокодила, но посмотрел на его большие зубы и не решился.
Крокодил ждал.
— Пожалуйста, отдай мне машинку. Или даже лучше — давай вместе поиграем.
Крокодил радостно запрыгал на месте и заклацал своими большими зубами.
— Ура! Лимончик понял — КУСАТЬСЯ ПЛОХО!
Тут в группу вернулись все бегемотики. Крокодил куда-то пропал. Сон закончился.
Когда Лимончик проснулся, в руках у него была любимая машинка. Бегемотик пошел в садик и все время вспоминал Крокодила.
— Кусаться плохо, — думал Лимончик и за целый ни разу не обидел другого бегемотика. А через несколько дней даже подружился со всеми малышами в садике. И оказалось, что в садике весело и интересно. И совсем не страшно. Лимончик очень рад, что Крокодил научил его просить игрушки и показал, что кусаться плохо!
Кусачая киска
Киске Алиске очарования было не занимать. Огромные глаза весело поблескивали на ее узенькой мордочке. Маленькие ушки двигались при каждом шорохе. Пушистая каштановая шерстка так и просила ее погладить. Киска была не только красавица, но умница и озорница. Хозяев своих она понимала с полуслова. Она любила стащить с тарелки кусочек котлетки не большой, не маленький – такой, чтобы хозяева рассмеялись и не наказали ее. Иногда она прятала за диван их тапки. Они, шутливо сердясь на киску, ползали на коленях и их искали. Все любили Алиску несмотря на то, что она никому не давалась в руки. Если кто-то хотел приласкать ее, она тут же выпускала когти и кусалась. Она кусала хозяев, их детей, гостей, ни для кого не делала исключения.
Почему так происходило? Оказывается, был в жизни Алиски тяжелый период, когда ей нужно было от всех защищаться. Она была совсем маленькой, когда ее принесли на склад, чтобы она там подросла и научилась ловить мышей. Там было много кошек и мало пищи. Поэтому кошки не обрадовались крошечной Алиске. Все они ополчились против нее. Так она научилась кусаться.
Когда она выросла, то превратилась в красивую кошечку. Тот человек, который потом стал ее хозяином, залюбовался ею и взял ее домой.
Однажды в доме появился странный кулечек, завязанный синим бантом. Он периодически громко плакал, а взрослые толпились вокруг него, таскали его на руках и громко говорили:
– О, какой красивый, какой замечательный.
Алиске это совсем не понравилось. Красивой должны считать только ее. Она тихо подошла к кулечку, заглянула в него. Кроме банта, в нем ничего не было хорошего.
– Красненькая сморщенная мордочка с закрытыми глазками, – подумала Алиска, – ничего особенного.
И на всякий случай куснула ее.
Кулечек издал страшный крик, на который сбежались все. Хозяйка схватила кулечек и прижала к груди. А хозяин первый раз в жизни побил Алиску.
Ей было не столько больно, сколько обидно. Она убежала в дальнюю комнату и забралась на самый верх занавески. Окно было открыто, дул свежий ветер. Ей стало немного легче. Как вдруг сильным порывом ее оторвало от занавески, и она, не понимая, что с ней происходит, вывалилась из окна.
Когда Алиска пришла в себя, то тихо застонала. Чье-то незнакомое лицо склонилось над ней, а незнакомые руки привязывали к ее лапе, которая сильно болела, какие-то палочки. Ей впервые почему-то не захотелось кусаться.
– Хорошо, что у вас второй этаж и газон под окнами, – сказал незнакомец кому-то. Алиска повертела головой и увидела рядом с ним своего хозяина.
– Все, можете забирать ее, – сказал незнакомец.
Хозяин бережно взял Алиску в руки, и она, опять же впервые, робко прижалась к его боку. Хозяин, по-видимому, заметил это и свободной рукой погладил ее.
– Дурочка, – сказал он ей. – Вот придумала из окошка падать.
«Я действительно дурочка, – подумала Алиска. – Как приятно, когда тебя гладят. А я сама лишала себя этого. Но впереди еще жизнь. И я буду жить теперь по-другому».
Попался, который кусался
Прибежал бобр к барсуку и спрашивает:
— Твой след на опушке?
— Мой! — отвечает барсук.
— Ну так я тебя поздравляю! Лис идёт по твоему следу.
— Куда идёт? — испугался барсук.
— Сюда идёт!
— Может, это ещё и не твой след, — сказал бобр.
— Не мой. Это мышонка след. Это за ним, значит, лис…
Маленький мышонок шёл по лесу и пел песенку: «Мы в хорошем настроении гуляем по лесам…»
А за мышонком крался лис.
— Я задержу лиса, — сказал бобр барсуку, — а ты беги…
Барсук кинулся бежать, даже не дослушал, что ему бобр сказать хотел.
— Сам сказал: «Беги!» — стал оправдываться барсук.
— Я говорю: «Беги предупреди мышонка, а я лиса задержу».
— Стой! — остановил лиса бобр. — Ты зачем за мышонком гоняешься? Нехорошо к маленьким приставать.
— А к большим хорошо приставать? — спросил лисёнок, схватил бобра и забросил его подальше.
Бобр упал прямо в дупло к лесным пчёлам.
— Мёд я не ем, — быстро сказал бобр.
— Он противный.
Пчёлы возмутились и кинулись на бобра.
— Нет, нет, — поправился бобр, — мёд прекрасный, но я его не ем.
А барсук догнал мышонка и крикнул:
— Мышонок, беги!
— Куда бежать? — удивился мышонок.
Барсук хотел всё ему объяснить, но лис из-за дерева погрозил барсуку кулаком.
— Э-э-э-э… — сказал струсивший барсук, — куда хочешь — беги. Иди. Гуляй.
— Что же ты мышонка не предупредил? — спросил бобр.
— А ты почему лиса не задержал? — спросил барсук.
Мышонок шёл и ничего не замечал. А лис подкрался уже совсем близко. Вышел мышонок на полянку, а там избушка. В окошке заяц сидит, чай пьёт.
— Эй, мышонок, — сказал заяц, — а за спиной-то у тебя этот… как его… рыжий… лис.
— Где? — обрадовался мышонок.
Обернулся, увидел лиса и закричал:
— Ага! Попался, который кусался!
И мышонок кинулся на лиса.
Лис сначала растерялся, но потом всё-таки схватил мышонка.
И тут из окошка выглянул медведь.
— Что случилось? — спросил он.
— А… пустяки! — ответил заяц.
— Лиса бьют.
Лис испугался медведя и отпустил мышонка. А мышонок стукнул лиса прямо в нос.
Бобр и барсук смотрели из-за куста за всей этой сценой и «болели» за мышонка.
— Эх! Не так надо было стукнуть! — сказал бобр.
— А как? — спросил барсук.
Бобр показал как.
— Уберите от меня этого вашего!.. — кричал лис и пятился от мышонка.
Наконец лис не выдержал и кинулся удирать. Мышонок погнался за ним. Бобр и барсук тоже погнались. Но лис бежал так быстро, что его не поймали.
— Вы его не бойтесь, — сказал мышонок друзьям.
— Если что, вы меня зовите.
И они все вместе запели песенку:
Мы в хорошем настроении
гуляем по лесам.
Кто обидеть нас захочет
сам получит по усам.